Проект «Вверх по лестнице успеха»
Аннотация
Новое качество образования определяется вызовами времени и требованиями современного общества, запросами родителей и потребностями обучающихся в сформированности новых ключевых компетенций и навыков. Достижение нового качества неразрывно связано с формированием эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. Это связано в первую очередь с реализацией доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности.
При работе над проектом мы исходим из следующих определений понятия «успех»:
Успех — это возможность жить, создавая то, что важнее всего для тебя, а не то, что важнее для кого-то еще. (Робин Шарма)
Успех — это опыт, который действительно многое значит. (Джейсон Фрайд)
Существует мнение, что лестница к успеху ведёт скорее сразу во все стороны, а не наверх. (Энди Уорхол).
Поэтому проект «Вверх по лестнице успеха» затрагивает все сферы деятельности современных школьников.
Обоснование проекта
Базовым документом для создания проекта стал федеральный проект «Успех каждого ребенка». В.В. Путин отмечал: «Каждый ребенок одарен, раскрыть его способности – наша задача. В этом - успех России».
Несмотря на то, что на протяжении многих лет в МАОУ СШ № 85 сформировалась система, которая дает возможность построения индивидуальной траектории образовательного маршрута ребёнка, ориентированного на успех, по итогам проведенного анализа работы за предыдущие учебные годы определился ряд проблем, требующих решения:
· отсутствие эффективной системы раннего выявления, поддержки и развития способностей обучающихся.
· неразвитость технической направленности системы ДО.
· недостаточность мест проб для развития способностей.
· разрозненность школьных коллективов между ступенями, обособленность классных коллективов в параллелях и между параллелями не могут обеспечить полноценное формирование личностных и метапредметных образовательных результатов для передачи социально-значимого опыта и традиций от старших учащихся младшим
· низкая социальная активность подростков
· низкий уровень осознания выпускниками будущего; присутствие элемента случайности в выборе профессии.
Целевая аудитория:
Обучающиеся 1-11 классов и педагоги школы
Цель:
Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся
Задачи:
1. Расширение системы ДО для реализации дополнительных общеразвивающих программ технической направленностей
2. Развитие школьного уклада как среды взаимосвязанных педагогических событий и организации воспитательной работы по меридианам.
3. Развитие волонтерства, развитие талантов и способностей у детей и подростков путем вовлечения в добровольческую деятельность 20% обучающихся, вовлечения 90 % обучающихся в творческую деятельность
4. Формирование и развитие способностей, личностных компетенций для самореализации и профессионального развития
Направления |
Проект |
Задачи |
1.Расширение системы ДО для реализации дополнительных общеразвивающих программ технической направленностей |
«Юный конструктор. От игры к занятиям»
Девиз: Мы вступаем в новую эру воспитания, целью которого является скорее открытие, нежели обучение.
|
1. Развитие интереса детей к инженерно-техническим и
информационным технологиям, научно-исследовательской и конструкторской деятельности. |
2. Развитие уклада в школе. |
«От мероприятия к событию»
«Школьные меридианы» |
1. Создание социального воспитательного пространства как динамической сети взаимосвязанных педагогических событий, создаваемых в среде жизнедеятельности взрослых и детей, способных выступать интегрированным условием личностного развития человека.
2. Поиск новых форм сосуществования взрослых и детей.
3. Развитие школьного уклада как среды формирования личностных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС общего образования посредством организации воспитательной работы «по меридианам».
|
3.Социальная активность.РДШ, Развитие волонтерства. |
«Кто, если не ты» |
Развитие талантов и способностей у детей и подростков путем вовлечения в добровольческую деятельность 20% обучающихся, вовлечения 90 % обучающихся в творческую деятельность. |
4.Создание условий для самоопределения в выборе будущего профессионального пути. |
«Найди себя» |
Формирование и развитие способностей, личностных компетенций для самореализации и профессионального развития |
Создание условий для выявления и развития |
|
|
|
|
|
Рабочий план реализации
Проект « От игры к открытиям»
Цель: Расширение системы ДО для реализации дополнительных общеразвивающих программ технической направленностей
|
Мероприятия |
Планируемые результаты |
Сроки |
Показатели |
1 |
Популяризация программ технической направленности в ДО школы: участие в выставке «Город ремёсел»,
Выставление материалов по итогам работы на сайте школы и в «Навигаторе» ДО |
Учащиеся школы осведомлены о существовании программ, заинтересованы в получении навыков работы по программам. |
Апрель – май
2021 |
Материалы на сайте школы выставлены.
Фотографии размещены в разделе «Навигатор».
Оформлена выставка на «Городе ремёсел» |
2. |
Открытие дополнительных групп в ДО технической направленности. |
Увеличение количества обучающихся по программам «Лего-конструирование», «Информационные технологии» и др. |
Сентябрь 2022 |
Увеличение доли детей, включенных в освоение программ ДО ДО |
3. |
Внутришкольные соревнования по лего-конструированию, информационным технологиям. |
Развитие интереса к программам технической направленности. Отбор моделей для выставки школьной.
|
Ежегодно
Апрель |
Участники соревнований от 10 до 20 человек |
4. |
Участие в соревнованиях по лего-конструированию, конкурсах научно-исследовательских работ. |
|
ежегодно |
3 человека участника ежегодно |
Ресурсное обеспечение
1. Кабинет для занятий.
2. Конструкторы.
3. Ноутбуки.
Ожидаемые результаты.
1. Увеличение количества обучающихся, занятых техническим творчеством.
2. Участие школы в соревнованиях по легоконструированию.
3. Участие в конкурсах научно-исследовательских работ технической направленности.
Рабочий план реализации проекта
«От мероприятия к со-бытию».
Задачи:
1. Создание социального воспитательного пространства как динамической сети взаимосвязанных педагогических событий, создаваемых в среде жизнедеятельности взрослых и детей, способных выступать интегрированным условием личностного развития человека.
2. Поиск новых форм сосуществования взрослых и детей.
|
Мероприятия |
Планируемые результаты |
Сроки |
Показатели |
1 |
Проведение цикла обучающих семинаров с педагогами школы «Событие воспитания и воспитание как событие» |
Педагоги школы понимают сущность событийного подхода; отличие события от мероприятия. |
Ноябрь 2021 (каникулы) |
100 % классных руководителей и педагогов ДО включены в работу |
2. |
Планирование и организация воспитательных классных событий. |
Становление профессиональной компетентности педагога, выработка его ответственной социальной позиции. Становление событийной образовательной общности |
В течение учебного года |
Позитивная динамика уровня развития классных коллективов. |
3. |
Общешкольное творческое событие |
Укрепление связей семьи и школы.
Развитие и укрепление школьных традиций.
Гармонизация отношений внутриклассных коллективов |
Ежегодно (сентябрь – февраль) |
90% учеников
100% классных руководителей, 25 % родителей – участники события.
100% учащихся группы риска вовлечены в деятельность |
4. |
День семьи. |
Развитие школьного уклада, гармонизация отношений детско-взрослой общности.
Популяризация ценностей семьи.
|
Ежегодно: ноябрь |
Оформление выставки газет.
Статья в общешкольной газете «Ступеньки» (фотоотчет) |
5. |
Поиск новых форм сосуществования взрослых и детей. |
Становление новых форм сосуществования взрослых и детей «Подарковая культура». «Уроки фантазии». «Философия пира». «Гостевание». «Поляна Смыслов». «Художественная дача». «Домашний театр отрока». Что хранится в карманах детства. События, объединяющие больших и маленьких, или Уроки фантазии |
2021-2025 |
Нарабатывается опыт для представления на педагогических конференциях.
К 2025 году 10 педагогов готовы представлять опыт новых форм сосуществования детей и взрослых |
6. |
Педагогическая конференция «Событие как воспитание и воспитание как событие» (из опыта работы классного руководителя) |
Педагоги поделятся опытом проектирования педагогических ситуаций (сценарий события, проведенного в классе). |
Март 2024 года |
Электронный сборник : «Сценарий события. Из опыта работы классного руковдителя» |
Ожидаемые результаты.
1. В школе появляются детско-взрослые со-бытийные общности, выстраиваются управленческие стратегии и тактики в соответствии с идеей создания динамической сети педагогических событий, привлекаются к воспитательной деятельности не-педагоги и др.
2. Происходит преобразование реальности повседневного взаимодействия и общения детей и взрослых.
Рабочий план реализации проекта «Школьные меридианы»
Задачи:
Развитие школьного уклада как среды формирования личностных и метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС общего образования посредством организации воспитательной работы «по меридианам».
|
Мероприятия |
Планируемые результаты |
Сроки |
Показатели |
1 |
Событие «Давайте познакомимся» |
Появление новых меридианов |
Сент
ежегодно |
Ежегодный прирост на 1 меридиан (3 класса) |
2. |
Спортивный праздник «Спортивные меридианы» |
За счёт высокой положительной эмоциональности укрепится не только физическое, но и психическое здоровье, так как произойдут положительные изменения в психических процессах.
Выделение лидеров как положительных примеров для подражания. |
Ежегодно
октябрь |
60 человек участников ежегодно.
Болельщики до 150 человек |
3. |
Рождественские квартирники по меридианам |
Развитие коммуникативных способностей в неформальной обстановке, приобщение ребят разных возрастов к творчеству. |
январь |
Прирост количества участников каждый год – 20 человек |
4. |
Игра «Что? Где? Когда?» - конкурс знатоков среди меридианов |
Развитие интереса к получению знаний и развитию интеллекта.
Определение интеллектуальной элиты школы.
|
апрель |
Привлечение к игре всех участников ОО: ежегодно 10 вопросов для игры от общественности.
|
5. |
Организация взаимопомощи в подготовке д/з, в объяснении материалов урока |
Улучшение успеваемости обучающихся школы. |
В течение года |
В результате анкетирования 10 человек ежегодно отмечают улучшение успеваемости за счет работы меридианов. |
Ожидаемые результаты:
1. К 2025 году 30 коллективов станут участниками проекта.
2. У участников образовательных отношений сформированы ценностные установки, направленные на формирования личностных и метапредметных образовательных результатов, педагоги знают и используют педагогические средства, формы и способы организации соответствующей учебной и внеучебной деятельности.
3. Отношения между обучающимися и взрослыми имеют уважительный, приветливый, дружелюбный характер с проявлениями взаимопомощи в учебной и внеучебной деятельности.
Рабочий план реализации проекта «Найди себя»
Задача:
Формирование и развитие способностей, личностных компетенций для самореализации и профессионального развития
|
Мероприятия |
Планируемые результаты |
Сроки |
Показатели |
1 |
Спец курс «Твой выбор» |
У обучающихся появляется возможность понять себя и определиться со своими интересами. |
8 класс
ежегодно |
|
2. |
Участие во всероссийских проектах «Билет в будущее», «Проектория» |
Обучающиеся пройдут онлайн-диагностики, практические мероприятия получат информацию о различных профессиях
Формирование ответственного отношения к осознанному выбору образовательной и профессиональной траектории через расширение границ самопознания в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации региона.
Оказание помощи школьникам в формировании их индивидуальных профессионально-образовательных планов
Реализация идей индивидуального образовательного маршрута на всех уровнях общего образования
|
ежегодно |
30% учеников 6-11 класса проходят тестирование на платформе «Билет в будущее» |
3. |
Участие в
ежегодном
открытом
региональном
чемпионате
«Молодые
профессионалы»
WorldSkills Russia
Красноярского края |
Повышение уровня мотивации к профессиональному самоопределению. |
2021 - 2025 |
Прирост участия – 1 человек в год. |
4. |
Создание в школе пространства для профессиональных проб:
День технологии.
Конкурс на лучшего журналиста.
Проект «Учусь фотографии»
Проект «Педагогические кадры».
«Мастерская художественных ремесел» |
Повышение уровня мотивации к профессиональному самоопределению.
- Формирование у школьника реалистичного самовосприятия в контексте оценки собственных профессионально-образовательных намерений.
- Привлечение соц.партнеров к организации профоиентационной работы в школе
|
2021 – 2025
ежегодно |
Ежегодный прирост участников профессиональных проб – 10 человек.
Ежегодно для 5 учащихся смоделирована ситуация «погружения» в профессиональную деятельность и самоанализа соответствия личностных особенностей требованиям профессии |
5. |
День профориентации
Творческие конкурсы для младших школьников, квесты на знание профессий. Круглые столы. Встречи с представителями профессий. |
Формирование у учащихся целостного представления о мире профессий, актуальной ситуации на рынке труда и рынке образовательных услуг региона.
- Повышение информированности старшеклассников в вопросах организации обучения и условий поступления в профессиональные учебные заведения на основе среднего общего образования
Повышение информированности школьников об отдельных сферах профессиональной деятельности
Формирование у школьников представлений о профессионально-важных качествах
|
Март 2022, 2024 |
Все обучающиеся школы привлечены к информированию по различным аспектам профориентационного направления
|
Ожидаемые результаты:
1. Оказание адресной психологической помощи обучающимся ОО в осознанном выборе будущей профессии;
2. Подростки владеют основным принципам построения профессиональной карьеры;
3. ориентированность учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях;
4. Выпускники ориентируются в поле возможностей профессионального выбора в условиях реального и потенциального рынка труда и образования;
5. Формирование у школьника реалистичного самовосприятия в контексте оценки собственных профессионально-образовательных намерений
6. Повышение информированности старшеклассников в вопросах организации обучения и условий поступления в профессиональные учебные заведения на основе среднего общего образования
7. 80 % выпускников смогут осознанно подходить к выбору профессии и учебного заведения по окончании школы.
Рабочий план реализации проекта
«Кто, если не ты»
Задачи:
Развитие талантов и способностей у детей и подростков путем вовлечения в добровольческую деятельность 20% обучающихся, вовлечения 90 % обучающихся в творческую деятельность.
Вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;
|
Мероприятия |
Планируемые результаты |
Сроки |
Показатели |
1 |
Проведение занятий «Школы волонтера». |
Подростки познакомятся с деятельностью волонтерских организации России и мира. Овладеют основными практическими умениями в области социальных отношений. Приобретут опыт и навыки реализации собственных идей и проектов в социальной сфере
|
2022-2025 |
Ежегодно 10 - 15 человек проходят обучение
|
2 |
Событийное волонтерство (организация школьных событий силами добровольцев ) |
Школьники получают возможности проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в коллективе. |
ежегодно |
Ежегодный прирост команды волонтеров на 2 человека |
3 |
Проект «Волонтеры-медики» |
Профессиональное ориентирование. Добровольческая деятельность позволит подростку лучше сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки. |
2021 – 22 года |
Ежегодный прирост участников проекта - 2 человека |
4 |
Участие в социальных акциях: «За чистый берег», «Эстафета добра», «Я Дед мороз», «Письмо солдату», «Подари книгу» и др |
Реализация личностного потенциала, проявление своих способностей и возможностей.
Получение положительного подкрепление своей деятельности со стороны значимых окружающих, самоутверждение, ощущение причастности к общеполезному делу |
2021 - 2025 |
К 2025 году 100% обучающихся школы принимают участие в соц акциях |
Ожидаемые результаты:
1. Формирование здоровой личности, ответственной, адаптированной к современным условиям.
2. Активизация работы волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность.
3. Овладение эффективными формами общения, информационными технологиями, развитие коммуникативных умений; развитие организаторских навыков.
Оценка эффективности проекта будет осуществляться инициаторами и всеми участниками программы по конкретным результатам деятельности (появление проектов, структур, привлечение к деятельности новых субъектов и др.) в форме проведения анкет, социологических опоросов.
Волонтерское движение среди школьников - это один из действенных методов формирования ответственности, социальной активности, гражданственности, патриотизма, лидерских качеств учеников, а также перспектива развития этого движения в будущем.
Критерии эффективности реализации проекта «Кто, если не ты»
|
показатели |
2021-22 уч год |
2022-23 |
2023-24 |
2024-25 |
1 |
Увеличение количества волонтеров |
30 |
35 |
50 |
100 |
2 |
Разработка и внедрение проектов |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
Участие во всероссийских акциях |
2/ 50 чел |
4/70 чел |
5/90 чел |
6/100 чел |
4 |
Количество волонтерских отрядов |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
Количество проведенных волонтерских акций |
4 |
6 |
8 |
10 |