Аннотация
В настоящее время значимую роль имеет не столько объем приобретенных знаний, навыков и умений, сколько грамотное сочетание их с качествами личности, умением самостоятельно распоряжаться знаниями, направляя деятельность на непрерывное саморазвитие. Как известно, школьникам нравится учиться в той школе, в которой интересно. Поэтому одна из основных задач нашей школы – не допустить, чтобы учеба превращалась в тяжкое испытание, череду бесцветных будней и неразрешимых проблем в поиске ответа на вопрос «Зачем мне учиться?».
Всегда лучше решать любую проблему вместе, объединив усилия учителей, разновозрастных команд младших и старших школьников, а также их родителей. Так и появился общешкольный проект «Школа для всех, или учение с увлечением», который стал нашим жизненным ориентиром. В проекте нам (ученикам, учителям, родителям) предстоит трудиться, учиться, общаться и развиваться.
Обоснование проекта
На уровне начального общего образования по результатам внешней оценки качества МАОУ СШ № 85 наблюдается положительная динамика количества обучающихся, достигших базового уровня. В то же время фиксируется стабильно низкий процент обучающихся, выполняющих работу на повышенном уровне в течение трех лет. По сравнению с результатами по региону по школе процент обучающихся, продемонстрировавших повышенный уровень, в 2020 году составил: групповой проект - 34,68 % (по региону 46,81%); читательская грамотность – 11,36 % (по региону 17,25%). Положительная динамика качества по школе в течение трех лет обеспечивается показателями начального и среднего общего образования: качество на уровне начального общего образования за три года увеличилось с 50% до 56% (на 6 %); на уровне среднего общего образования увеличилось 42% до 55%. На уровне основного общего образования практически отсутствует положительная динамика качества предметных результатов, даже наблюдается снижение на 1% по сравнению с предыдущим годом в течение трех лет. Проблема качества обучения на уровне основного общего образования стоит остро для Школы на протяжении нескольких лет. Проблемный анализ, приведенный в программе развития школы на 2021-2024 годы, показывает необходимость не только в изменении подходов к преподаванию, но и в обновлении системы оценки достижения планируемых результатов.
Проект «Школа для всех или учение с увлечением» является одним из механизмов достижения целей и задач, поставленных в Программе развития МАОУ СШ № 85 на 2021-2024 годы. Проект охватывает все возрастные группы обучающихся и направлен на повышение качества обучения в целом по школе и на уровне основного общего образования в частности. Проект призван способствовать активизации деятельности учителей и обучающихся в познавательной и общеинтеллектуальной области, мотивировать школьников к процессу познания, стимулировать процесс самообразования педагогов.
В процессе реализации проекта деятельность всего педагогического коллектива будет направлена на создание модели такого образовательного развивающего пространства, все компоненты которого взаимосвязаны и обеспечивают целенаправленную, систематическую и взаимодополняющую деятельность педагогов, обучающихся, родителей, направленную на всестороннее развитие обучающегося, включающее такие структурные компоненты, как самоопределение, самопознание, самореализацию, самовоспитание и саморазвитие.
Сроки реализации
Проект реализуется 2021-2024 годы включительно.
Цель проекта
Создание модели такого образовательного развивающего пространства, все компоненты которого взаимосвязаны и обеспечивают целенаправленную, систематическую и взаимодополняющую деятельность педагогов, обучающихся, родителей, направленную на всестороннее развитие обучающегося, включающее такие структурные компоненты, как самоопределение, самопознание, самореализацию, самовоспитание и саморазвитие.
Задачи проекта.
1. Совершенствовать образовательный процесс через:
внедрение технологий, направленных на формирование функциональной грамотности, проектных и исследовательских технологий, формирующего и критериального оценивания;
построение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, с учетом их индивидуальных особенностей и запросов;
обновление содержания учебных предметов и внеурочных занятий с учетом целей и задач национального проекта «Образование», которое обеспечит связь учебного предмета (занятия) с воспитанием нравственных качеств, ценностных отношений, с развитием специальных способностей обучающегося.
2. Обеспечить интеграцию процесса обучения и воспитания: обучение и воспитание составляют единый процесс, обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности обучающегося (воспитание через обучение, обучение через воспитание).
3. Заключить долгосрочные договоры об образовательном сотрудничестве с предприятиями города и края, учреждениями среднего профессионального образования, центрами дополнительного образования, учреждениями культуры и спорта, в которых сформулированы планируемые образовательные результаты
4. Формировать внутришкольную систему оценки качества на основе практик международных исследований.
Целевая аудитория.
Основная целевая группа данного проекта – обучающиеся 1-11х классов, учителя, родители.
Описание проекта.
Идея проекта заключается в развитии образовательной среды, которая обеспечивает единство урочной и внеурочной деятельности.
Задача современного учителя – помочь школьникам в изучении собственных склонностей и интересов, раскрыть «поле возможностей» по каждой предметной области и спроектировать индивидуальный образовательный маршрут. Поэтому учителю при ведении инновационной деятельности необходимо не только знать предмет и методику его преподавания, но и профессионально владеть технологиями личностно-развивающего взаимодействия с обучающимися, практико-ориентированными технологиями, технологиями тьюторского сопровождения процесса обучения. Поэтому первоначальные шаги по реализации проекта будут направлены на диагностику профессионального мастерства педагогического коллектива (смотреть проект «Современный учитель -успешный учитель»). На основе результатов диагностик, будет составлен план непрерывного повышения квалификации педагогов по тем направлениям, по которым они испытывают дефициты (индивидуальные образовательные маршруты педагогов). В течение 2021-2022 года педагоги должны будут внедрить в свою профессиональную деятельность технологии формирующего оценивания, методы и приемы формирования функциональной грамотности (читательской, математической, научно-естественной).
В результате реализации проекта должно быть создано единое целостное образовательное пространство. Целостность такого пространства проявляется в неразрывности воспитания и обучения. Организация жизнедеятельности обучающихся будет организована так, чтобы она отвечала их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности - сознание, чувства и волю через урок, внеурочное занятие, воспитательные мероприятия (обучая – воспитывай, воспитывая – обучай). Для этого будут организованы многочисленные места проб и применения полученных знаний на практике. Широко в работу педагогов будет внедряться метод проектов и исследовательский метод. Проблемные группы педагогов (в рамках работы методических объединений) должны будут определить ключевые планируемые результаты (учебные и внеучебные), показатели их достижения, инструментарий для их диагностики. В рамках «расшколивания» будут заключены долгосрочные договоры об образовательном сотрудничестве с предприятиями города и края, учреждениями среднего профессионального образования, центрами дополнительного образования, учреждениями культуры и спорта, в которых сформулированы планируемые образовательные результаты. В рамках эффективного взаимодействия будут выделены модули (фрагменты) в рабочих программах учебных предметов, которые могут быть засчитаны при успешном освоении программ дополнительного образования. Одновременно будет разрабатываться локальная нормативно-правовая база для зачета модуля из программы учебного предмета при успешном освоении программ дополнительного образования.
Будут созданы творческие группы, которые в течение 2021- 2022 года будут разрабатывать общие (единые) подходы к проектированию и анализу урока, внеурочного занятия и воспитательного мероприятия, единые формы предъявления результата для анализа.
Целостность образовательного пространства будет многопланова и многоаспектна. Она проявится как в содержании, так и в и организации педагогического процесса.
В содержательном плане целостность реализуется посредством взаимосвязи четырех элементов:
- знаний - теоретических сведений, содержащих в обобщённом и систематизированном виде опыт, накопленный человечеством (в том числе - знаний о способах действий);
- умений и навыков, представляющих собой опыт применения знаний в действиях по готовых алгоритмам;
- опыта творческой деятельности - опыта действий в новых ситуациях, когда алгоритм заранее не известен;
- опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру.
Организация педагогичного процесса обязательно включает в себя следующие элементы:
коллективная деятельность;
ориентация на самообразование;
социализация;
обеспечение психолого-педагогического сопровождения;
разноуровневость;
индивидуализация образования;
создание ситуаций успеха;
деятельностный подход в образователлной деятельности;
гибкость организационной структуры с использованием дистанционного обучения.
Вариативность содержания образования нацелена на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования.
Реализация проекта позволит выйти на новый качественный уровень обучения – самоуправление своей образовательной деятельностью.
Рабочий план реализации проекта
«Школа для всех или учение с увлечением»
|
Направления |
Мероприятия |
Планируемые результаты |
Сроки, ответственные |
Показатели |
1 |
Обновление содержания обучения |
Изучение требований ФГОС, работа в рамках методических объединений, разработческие семинары. |
обновление содержания учебных предметов и внеурочных занятий с учетом целей и задач национального проекта «Образование», которое обеспечит связь учебного предмета (занятия) с воспитанием нравственных качеств, ценностных отношений, с развитием специальных способностей обучающегося.
|
2021 – 2022 год; заместитель директора по методичечско работе, руководитель МО, педагоги |
Обеспечена вариативность программ. В рабочие программы по предметам включены разделы по функциональной грамотности. Обновлено содержание технологического образования Планируемые результаты операционализированы учителями-предметниками. Обновление содержания обучения согласовано на педагогическом совете и утверждено к реализации |
2. |
Внедрение в образовательную деятельность новых методов обучения, современных образовательных технологий на всех уровнях образования |
Освоение педагогическим коллективом деятельностных технологий, и внедрение их в деятельность школы через повышение квалификации, организацию творческих групп, семинары. |
Внедрены технологии развивающего обучения, технологии, направленные на формирование функциональной грамотности, проектные и исследовательские технологии, приемы формирующего и критериального оценивания
|
Сентябрь 2021- сентябрь 2024, руководители творческих групп, заместитель директора по УВР |
Сентябрь 2024 года более 80 % педагогов используют в образовательной деятельности заявленные технологии |
3. |
Разработка и реализация модели интегрированного образовательного пространства (образовательной среды), которое обеспечивает единство урочной и внеурочной деятельности |
Выстраивание образовательного процесса, при котором органично сочетается учебно-воспитательная работа в ходе урока с целенаправленным воздействием на обучающегося во внеурочное время через организацию проектирования и взаимопосещения уроков, мероприятий, внеурочных занятий. |
Разработана модель интегрированного образовательного пространства (образовательной среды), которое обеспечивает единство урочной и внеурочной деятельности |
Сентябрь 2021- май 2022, методический совет, заместитель директора |
Выработаны единые подходы к проектированию и оценке урока и воспитательного мероприятия (с позиций критериального и формирующего оценивания ) |
4. |
Организация научноисследовательского сообщества |
Выявление обучающихся, имеющих потребность и желание участвовать в научно-исследовательской деятельности.
Выявление педагогов, имеющих возможности руководить исследовательской деятельностью обучающихся.
|
Наличие обучающихся и педагогов, занимающихся научно-исследовательской деятельностью. |
2021-2024 заместитель директора по работе с одаренными учащимися |
Ученики школы принимают участие в научно – практических конференциях разного уровня (не менее 3% учащихся) |
5. |
Организация проектной деятельности обучающихся на урока и во внеурочной деятельности |
Организация «Ярмарки проектов»
Поощрение педагогов – кураторов проектной и исследовательской деятельности
|
Обучающиеся получают опыт проектной деятельности, обучающимся предоставлены места проб, в которых они могут проявить себя.
|
Сентябрь 2021-май 2021, заместитель директора. |
100% обучающихся 9 и 11 классов защищают удовлетворительно индивидуальный проект
|
1. 6
6. |
Расширение системы ДО для реализации дополнительных общеразвивающих программ технической и другой направленностей |
Заключение долгосрочных договоров об образовательном сотрудничестве с предприятиями города и края, учреждениями среднего профессионального образования, центрами дополнительного образования, учреждениями культуры и спорта |
Увеличение количества учащихся, охваченных программами дополнительного образования;
сформулированы планируемые образовательные результаты в договорах с учреждениями города;
выделены модули, которые можно засчитывать при условии их успешного освоения в центрах доп. образования
|
Октябрь 2021-
Октябрь 2024 года, директор |
Наличие НПБ, позволяющей засчитывать результаты освоения модуля образовательной программы при успешном его освоении в центрах дополнительного образования; наличие выделенных модулей, которые можно засчитывать при условии их успешного освоения в центрах доп. образования |
7. |
Обеспечение доступности каждому ученику школы на уровне среднего образования обучения по индивидуальному учебному плану |
Изучение индивидуальных запросов обучающихся и их родителей, планирование индивидуальных траекторий обучающихся |
Ученики осуществляют осознанный выбор профильных предметов на уровне среднего образования и успешны в освоении профессии |
2021- сентябрь 2024, заместитель директора по УВР
|
Ежегодное стабильное количество обучающихся изучающих отдельные предметы на углубленном (повышенном) уровне, в том числе онлайн и с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Востребованность выпускников, их успешность после школы |
2.
8. |
Формирование внутришкольной системы оценки качества на основе практик международных исследований |
Внедрение в деятельность педагогического коллектива новой системы оценки качества |
В школе функционирует система оценки качества образования на основе практик международных исследований качества подготовки обучающихся.
|
Сентябрь 2021-сентябрь 2023 |
Наличие единых подходов к проектированию и анализу урока, внеурочного занятия и воспитательного мероприятия, единых форм предъявления результата для анализа.
|
Ожидаемые результаты «Школа для всех или учение с увлечением».
На уровне педагогического коллектива:
- активизация профессиональной и методической деятельности учителей;
- осознание ценности профессионального сотрудничества с коллегами, учащимися и родителями;
- заинтересованность в использовании разнообразных и активных форм организации познавательной деятельности учащихся.
На уровне школы:
- положительная динамика качества обучения учащихся;
- рост престижа образовательного учреждения на уровне района и города;
- активизация инновационной деятельности педагогического коллектива.
Показатели эффективности проекта:
- уровень сформированности интеллектуальной развитости и мыслительной деятельности (общей способности к учению);
- развитость познавательных процессов;
- уровень учебной мотивации (желание ходить в школу, посещать занятия);
- рост социальной активности учащихся;
- повышение и эффективность качества уроков и внеклассных мероприятий;
- качество и целесообразность проектных «продуктов»;