Пояснительная записка.
Актуальность и необходимость разработки программы профилактики правонарушений среди подростков очевидна и обусловлена рядом причин: снижением жизненного уровня населения, расслоением общества, переоценкой социальных ценностей, изменениями в системе воспитания и обучения подрастающего поколения. Все это вызвало в последние годы небывалый рост преступности среди детей и молодежи. Рост преступности среди несовершеннолетних вызывает тревогу у населения, родителей, педагогов, сотрудников правоохранительных органов. Особую тревогу вызывает тот факт, что за последние несколько лет увеличилось количество случаев асоциального поведения детей и подростков, увеличилось количество детей, самовольно ушедших из семей, где не обеспечивались минимально необходимые условия для жизнедеятельности и полноценного развития, допускающих жестокое обращение с ними. Причины асоциального поведения учащихся – это следствие дефектов в системе его взаимосвязей с микросредой: неблагоприятные условия семейного воспитания, отрицательное влияние стихийно-группового общения, недостатки в учебно-воспитательной работе, проведение свободного времени в сети Интернет.
Школьная среда в общеобразовательной школе, переживающей нарастающую дифференциацию программ, внедрение информационных форм обучения, создает зоны повышенной конфликтности между сверстниками различных социальных групп. Это приводит к повышению агрессивности в системе межличностных отношений. Рост «социального сиротства» сопровождает вытеснение детей из неблагополучных семей на улицу, доминирование культа «успехи через насилие».
Профилактика негативных явлений является одной из задач для МАОУ СШ № 85, которая находится в рабочем районе (Зеленая роща) г. Красноярска. Для нашего образовательного учреждения характерен низкий образовательный и интеллектуальный уровень родителей; стабильное высокое количество семей СОП и ТЖС; более 30% обучающихся из семей с низким уровнем доходов; много детей инофонов. В коллективе школы, как в зеркале, отражаются проблемы всего общества: это и падение интереса к образованию, что объясняется низкой учебной мотивацией обучающихся; и сосредоточение интересов подростков в Сети Интернет, что приводит к понижению роли педагога в воспитании подростков; это и падение нравственности, что связано с обесцениваем таких понятий, как порядочность, доброта, взаимопомощь, щедрость ; и уходы из дома. Статистика «Группы риск» в 2021году выглядит следующим образом: на учете в КДНиЗП 5 человек (к июню осталось 3), на учете в ПДН –5 человек(осталось 3 человека (те же самые); ВШУ – 1; СОП – 8 (осталось 7), ТЖС – 4. Двое подростков совершили в течение учебного года уход из дома. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми на сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать ранние меры по его решению. Все это говорит об особой актуальности решения профилактических проблем.
На основании анализа нормативного документа - Федерального закона от 24.06.99 №120-ФЗ «Об основах профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» вопросы по профилактике асоциального поведения обучающихся находятся под постоянным контролем администрации школы: проводятся совещания при директоре, педагогические советы, заседания ШМО классных руководителей, на которых рассматриваются вопросы работы с детьми, находящимися в социально-опасном положении, стоящими на ВШУ и на учёте в ПДН. Большую роль в профилактической работе школы играет Совет профилактики, на котором в течение года рассматриваются вопросы, касающиеся проблем семейного воспитания, предупреждения неуспеваемости и нарушения дисциплины. С целью оперативного контроля регулярно ведётся журнал учёта посещаемости.
Программы «Дорога к миру» направлена на работу как со всеми обучающимися школы, так и с детьми девиантного поведения, состоящими на различного вида учетах.
Программа разработана на основе следующих документов:
1. Конвенцией о правах ребенка;
2. Конституция Российской Федерации;
3. Федеральным законом «Об Образовании»;
4. Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 г. №120-ФЗ;
5. Уставом школы
Цель:
Создание условий, обеспечивающих возможность гармоничного развития подростков; профилактика предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
Задачи:
· Сформировать образ выпускника школы как личности, отличающейся физическим, духовным, нравственным и психологическим здоровьем, имеющей высокое самосознание, ориентированное на человеческие ценности, ставшие личными убеждениями и жизненными принципами.
· Укрепить здоровья школьников через овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье; повысить уровень информированности подростков по вопросам сохранения репродуктивного здоровья.
· Сформировать умения и навыки учеников в области межличностного взаимодействия;
· Сформировать правовые компетенции подростков; навыки правомерного поведения, потребность активно защищать в установленном порядке интересы и права личные, государственные и общественные.
· Освоить новые методы работы, сохраняющие здоровье учеников на уроках и во внеклассной работе и способствующие повышению личностного и общественного статуса.
· Создать условия для повышения жизненных шансов обучающихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
· Сократить количества детей и семей, состоящих на учетах различного вида;
Профилактическая работа с учащимися – процесс сложный, многоаспектный, продолжительный по времени. Специфическая задача школы в сфере предупреждения правонарушений заключается в проведении ранней профилактики. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность гармоничного развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.
Программа «Дорога к миру» является комплексной программой, которая предполагает включение в систему профилактики всего педагогического сообщества, а также ресурс межведомственного взаимодействия школы с различными субъектами профилактики:
Инспектор ПДН;
Врач –нарколог;
Специалисты Центра продвижения молодежных инициатив «Вектор»;
Волонтеры общественной организации «Общее дело»;
Специалисты центра Петра и Февронии;
Специалисты центра «Верба» и др.
Программа по профилактике реализуется по направлениям:
Профилактика суицида, уходов из дома;
Профилактика наркомании, вредных привычек;
Профилактика булинга;
Профилактика терроризма, экстремизма и других негативных явлений;
Развитие коммуникативных навыков. Обучение конструктивным способам разрешения конфликтов;
Безопасность в сети Интернет;
Профилактика ВИЧ;
Профилактика преступлений и правонарушений;
Пропаганда ЗОЖ;
При реализации каждого направления используются различные формы работы с привлечением специалистов. Воспитательное пространство школы – условие для гармоничного развития обучающихся и обеспечение включение каждого ребенка в социально-значимую деятельность, что является главным в профилактической работе.
Для реализации профилактической программы используется инфрастуктура школы:
1. Школьный спортивный клуб «Старт»;
2. Библиотека;
3. Школьный пресс-центр;
4. Школьный комитет РДШ;
5. Музей боевой славы;
6. Музей истории школы;
7. Музей национального костюма;
Рабочий план реализации программы
«Дорога к миру»
(профилактика негативных явлений в подростковой среде)
|
направления |
Мероприятия |
Планируемые результаты |
Сроки |
Показатели |
1 |
Профилактика суицида, уходов из дома |
Учет инд способностей при организации учебного процесса.
Просветительская работа среди педагогов и родителей об особенностях подросткового возраста.
Тренинги по взаимодействию с «трудными подростками» (для педагогов, родителей, подростков).
Привлечение узких специалистов, партнеров к решению проблемы. |
Социальная и психологическая защита детей, снижение количества детей с девиантным поведением суицидальными наклонностями. Оптимизации детско-родительских взаимоотношений. |
2021 - 2025 |
Отсутствие обучающихся, состоящих на учете в КДН по причине уходов, бродяжничества. |
2. |
Профилактика наркомании, вредных привычек |
Акции: «Ящик злости», «Радуга настроения», «Суд над сигаретой»
Лекции представителей «Общего дела», врачей-наркологов, инспекторов ПДН, психологов специализированных центров.
|
Сокращение количества обучающихся с вредными привычками |
2021-2025 |
Учащиеся школы осведомлены о негативном влиянии пагубных привычек на здоровье.
Отсутствие случаев употребления наркотиков.
Снижение группы риска по результатам СПТ |
3. |
Профилактика булинга |
Совместная с детьми разработка и утверждение правил общения, которые отвечают принятым социальным нормам и делают учебный процесс эффективным;
Круглые столы (8-11) с приглашением узких специалистов.
Уроки толерантности «Все вместе».
Цикл общешкольных событий (КТД) с участием каждого ученика.
Общешкольный кинозал – просмотр и обсуждение художественных фильмов («Чучело», «Повелитель мух», «Общество мертвых поэтов».
Конкурсы эссе, сочинений
|
Сформированность в подростковой срезе нетерпимого отношения к различного вида насилию. |
Окт 2021
2021-25 |
Создан акт о недопустимости издевательств и о способах борьбы с ними в стенах школы
Отсутствие случаев булинга |
4. |
Профилактика терроризма, экстремизма и других негативных явлений |
Профилактические мероприятия и акции «День солидарности в борьбе с терроризмом»
Участие в военно-спортивных мероприятиях разного уровня.
Деятельность школьных музеев.
проведение уроков и внеклассных мероприятий по изучению истории и культуры, ценностей и традиций народов России и мира;
проведение этнокультурных и межнациональных мероприятий и культурных акций в школе, участие в районных и городских мероприятиях и акциях;
|
формирования толерантного сознания и поведения, нетерпимости к проявлениям терроризма и экстремизма. |
2021-2025 |
Ученики школы не принимают участие в несанкционированных митингах.
100% учеников участвует в профилактических акциях. |
4. |
Развитие коммуникативных навыков.Обучение конструктивным способам разрешения конфликтов |
проведение примирительных встреч.
Участие в городском фестивале служб профилактики.
Игры и тренинги на сплочение коллектива, на освоение конструктивных способов общения.
|
Имеется обученная группа учащихся, владеющая примирительными технологиями.
Сокращение количества конфликтных ситуаций в ОУ
|
2021-2025 |
3-5 человек ежегодно обучаются.
Наличие завершенных примирительных процедур.
|
1. |
Безопасность в сети Интернет |
Круглого стола: «Безопасный Интернет – хороший Интернет»;
Конкурс буклетов «Правила поведения в сети Интернет»;
Участие во всероссийских уроках «Цифры», «Сетевичок»
|
формирование культуры ответственного, этичного и безопасного использования Интернета;
-повышение осведомленности детей о позитивном контенте сети Интернет, полезных возможностях глобальной сети для образования, развития, общения;
- повышение уровня осведомленности детей о проблемах безопасности при использовании детьми сети Интернет, потенциальных рисках при использовании Интернета, путях защиты от сетевых угроз.
|
Окт 2021
Окт 2022 года |
Участие 40 человек. Статья в газете «Ступеньки» по итогам.
Выставк оформлена – 40 буклетов
Ежегодное увеличеник количества участников урока на 10 человек |
2. |
Профилактика ВИЧ |
Акция «Молодежь против СПИДа»:
Единый информационный час
«Урок во имя жизни»;
- конкурс плакатов «СПИДу – нет!»;
- анкетирование «Знаем ли мы о СПИДе?»;
- диспут «Вместе против СПИДа»;
Ролевые игры (9-11 кл)
Акция «Красная лента Памяти» ко Дню памяти жертв людей, умерших от СПИДа. |
повышение уровня знаний учащихся по данной проблеме.
- повышение культуры поведения учащихся.
- знакомство с современными подходами к сохранению здоровья.
|
2021-2025 |
100 человек ежегодно принимают участие в акции «Антиспид» |
3. |
Профилактика преступлений и правонарушений |
Неделя правовых знаний.
Спецкурсы «Подросток и закон», «Правовой букварь», «Право»
Круглые столы, дискуссионные клубы.
Лекции, беседы, инструктажи.
Межведомственное взаимодействие (сотрудничество с СИБЮИ)
|
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит обеспечить создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися школы |
2021-2025 |
К 2025 году отсутствие случаев преступлений
Снижение количества обучающихся , состоящих на учете в ПДН |
4. |
Пропаганда ЗОЖ |
Улучшение материально-технической базы для занятия спортом.
Ведение учебного курса ЗОЖ (8 класс) |
Строительство стадиона и беговой дорожки, спортивных площадок
Осведомленность учащихся по вопросам созранения здоровья |
К 2025 |
Построен стадион.
4 общешкольных спортивных мероприятия на свежем воздухе.
|
5. |
Пропаганда репродуктивного здоровья и семейных ценностей |
Лекции и беседы по сохранению репродуктивного здоровья (психологи, врачи, специалисты центра «Петра и Февронии».
Круглые столы с приглашением узких специалистов и родителей.
Родительские собрания
Создание цикла любительских видеофильмов из семейной видеотеки и фотоархивов об основах семейного счастья. ?Создание социальной рекламы, посвященной проблемам и радостям всех поколений семьи: от еще не родившихся, но уже любимых малышей до бабушек и дедушек, заслуживающих не меньшей любви и заботы.
|
Психо-сексуальное развитие личности, нравственное воспитание, профилактика инфекций, передающихся половым путем, подростковой беременности и абортов.
Повышение уровня информированности подростков по вопросам сохранения репродуктивного здоровья. |
2021 - 25 |
Проведено 4 круглых стола.
Создано 10 видеороликов об основах семейного счастья.
Создано 5 социальных реклам. |
Общие ожидаемые результаты профилактической программы «Дорога к миру».
1 Сформирован образ выпускника школы как личности, отличающейся физическим, духовным, нравственным и психологическим здоровьем, имеющими высокое самосознание, ориентированными на человеческие ценности, ставшие личными убеждениями и жизненными принципами.
2 Школьники обладают умениями и навыками через овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье; информированы по вопросам сохранения репродуктивного здоровья.
3 У учеников сформированы умения и навыки в области межличностного взаимодействия; сокращение числа конфликтов.
4 Педагогами освоены новые методы работы, сохраняющие здоровье учеников на уроках и во внеклассной работе и способствующие повышению личностного и общественного статуса.
5 Сформированы правовые компетенции подростков; навыки правомерного поведения, потребность активно защищать в установленном порядке интересы и права личные, государственные и общественные.
6 Сокращено количества
детей и семей, состоящих на различного вида учетах;